Проповедь епископа Питирима в Неделю о Страшном суде

.

Проповедь епископа Скопинского и Шацкого Питирима в Неделю о Страшном суде в Кирило-Мефодиевско храме при Духовно-Просветительском центре Скопинской епархии.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие дети и родители, недавно в этом храме вы слышали проповедь на тему детской сказки про Дюймовочку. Меня очень просили продолжить говорить с вами на притчевом языке сказок, что способствует раскрытию глубокого христианского смысла, который авторы нарочно или ненароком утаили под образами тех или иных сказочных персонажей и событий. И сегодня мы с вами разберем мою любимую сказку, написанную замечательным автором Сергеем Тимофеевичем Аксаковым со слов своей ключницы Пелагеи и представляющей собой одну из многочисленных версий распространенного сюжета о Красавице и Чудовище. Мне особенно близок именно этот сюжет, потому что адаптированная для младшего детского возраста книжка «Аленький цветочек» стала первой, которую я сам прочитал маленьким мальчиком, находясь в больничной палате с воспалением легких и еще до конца не зная всех букв алфавита. Эту книжку мне предложил мой сосед по больничной койке, который уже умел читать. Сюжет этой дивной сказки так меня увлек, что я непрестанно тревожил своего товарища по несчастью вопросами: «А это какая буква? А эта?». К концу повествования я уже сносно читал захвативший меня сюжет.

И вот по прошествии без малого полувека, я вновь обращаю свой взор и ваш ум к этой удивительной сказке. Но, прежде чем перейти к ее христианскому толкованию, хочу сообщить (больше, наверное, для взрослых, чем для детей) один любопытный факт. «Аленький цветочек» Аксакова был помещен в черный список запрещенной литературы председателем Главполитпросвета при Наркомпросе Н.К. Крупской. Что же так испугало жену мирового пролетариата в детской сказке? Уж не христианское ли ее содержание? Даже в самом названии – Аленький цветочек – внимательный читатель увидит не обозначение цвета Красного знамени, которого еще и в помине не было, когда писалась сказка, а цвет алой Крови, пролитой на Кресте нашего ради спасения. Поэтому и такой дорогой ценой достается сказочному персонажу – купцу – этот самый дивный во всем мироздании цветок. Именно его пожелала любимая младшая купеческая дочь, в отличие от своих старших сестер, упросивших отца привезти одной драгоценный, блистающий венец – символ человеческой гордыни и кокетства, а другой – чудесное зеркало – образ тщеславия и самолюбования. Все человеческое можно купить за деньги, а небесное сокровище бесценно и подается даром всем взыскующим его. Таким образом, прекрасный аленький цветок символизирует нашу православную веру, сердцевиной которой служит Крест Господень и принесенная на Нем Искупительная Жертва. В сказке злая колдунья превратила прекрасного принца в чудовище, чтобы оттолкнуть от него людей. Так и нашу веру пытаются представить с самых первых времен ее распространения как страшное и свирепое чудовище, пожирающее младенцев. Сколько самых разнообразных ухищрений придумывают силы зла для того, чтобы очернить и опорочить Небесного Жениха Христа, разлучить Его со Своей Невестой – Церковью. Одиннадцать дев было в сказочном саду у Чудовища, и ни одна из них, несмотря на заботу и ласку со стороны хозяина, не смогла полюбить его. И только младшая купеческая дочь ответила благодарной взаимностью на пламенную любовь заколдованного прекрасного принца, имеющего вид страшилища. И происходит чудо – колдовские чары спадают и вместо Чудовища перед девицей предстает прекрасный юноша царских кровей. Но как же нам научиться за некрасивыми, отталкивающими, подчас ужасными и отвратительными личинами окружающих нас людей увидеть прекрасный лик Христа? Сегодня, в Неделю о Страшном суде мы слышали за божественной литургией евангельское зачало о втором и славном пришествии Христовом. Спаситель Сам говорил Своим ученикам о том, что участь людей на Страшном суде будет определена согласно тем добрым делам, которые они совершили в своей земной жизни: приняли в свой дом странника, одели нагого, накормили голодного, напоили жаждущего, посетили больного и томящегося в темнице (Мф.25:31-46). Эти несчастные люди, которым мы должны, по евангельской заповеди, оказывать милость, некрасивы, а иногда и совершенно безобразны, злы и неблагодарны.

Но каким бы страшным чудовищем не предстал пред нами страждущий, нам нужно полюбить в нем образ Божий, который может быть уродливо искажен, но до конца неуничтожим. Первообраз же - это Сам Христос, страдающий на Кресте. Ведь это Он каждое мгновение нашей жизни невидимо заботиться о нас, как заботился хозяин сказочного замка о своей гостье. А в ответ просит только одного, чтобы мы старались быть такими же милосердными, как Отец наш Небесный (Лк.6:36). И тогда вера наша будет подобна сказочному цветку, неземной красоты, обагренному алой кровью Искупителя. И мы можем с трепетом, страхом и благоговением изумляться: «Так вот ты какой, цветочек аленький!» Аминь!